Малиновский Всеволод
Константинович
заведующий лабораторией
актуарных исследований
Финансовой академии при
Правительстве РФ
Выступая
24 декабря на
этом сайте, г-н Меламед
заявил, что "установленные
государством тарифы на
обязательное страхование
автогражданской
ответственности (ОСАГО) не
завышены, а занижены. Кроме
того, они несправедливы".
Такой вывод г-н Меламед
сделал, ссылаясь на
альтернативные расчеты
тарифов. "Они [расчеты -
В.М.] имеются, снабжены
обоснованием, в них указана
модель, допущения, приведены
формулы и все промежуточные
результаты - так что
специалист может их
проверить", - утверждает г-н
Меламед.
Ну что ж,
обратимся к приложенному к
статье г-на Меламеда
альтернативному
"Прогнозу убыточности по
ОСАГО (по результатам
первого года)". Вот что
видно из приведенной в этом
документе заключительной
таблицы.
"Категории
страхователей" составляют
пять классов. "Базовая"
премия для грузовых
автомобилей равна 2500 руб.,
для автобусов - 1900 руб.,
причем в обоих случаях
"убыточность" объявлена
равной 97.2%. "Базовые"
премии для первой, второй и
пятой категорий -
соответственно 2375, 1980 и
1215 рублей. Сведение этих
премий в единую таблицу
наводит на мысль о том, что
данным категориям также
соответствует "убыточность"
97.2%.
Подчеркнем, что в отличие от
третьего и четвертого
классов (в сумме 10.7% от
общего числа!), где
"убыточность" определенно
объявлена равной 97.2% (см.
третью, четвертую и пятую
таблицы документа),
"убыточность" по первому,
второму и пятому классу в
расчетах отсутствует. Это
явный недостаток документа,
где обещаны "все
промежуточные результаты".
Было бы уместнее уточнить
этот пункт в "Прогнозе", а
заодно огласить и детали
расчета "убыточности" по
каждой категории
заключительной таблицы.
Не
обсуждая детали (что именно
понимается под
"убыточностью", как
установлено соответствие
величин "базовой" премии и
"убыточности" для одной
категории, почему выбрано
именно число 97.2%),
заметим, что из свойства
суммы
Х1 * a +
Х2 * a + ... + Хn * а = (Х1
+ ... + Хn) * a;
где a -
константа, следует, что
выбранные таким образом
"базовые" премии очевидно
приведут к итоговой
"убыточности" 97.2% - какими
бы ни были доли в выбранных
пяти категориях (для того
чтобы получить суммарную
"убыточность", следует
сложить "убыточности" в
категориях пропорционально
долям этих категорий). Здесь
в качестве Хi выступают доли
каждой из пяти групп, а в
качестве константы a - та
самая общая для всех групп и
выбранная заранее
"убыточность" 97.2%.
Вслед за
таблицей упоминаются
"отчисления в РГ и РТКВ" в
размере 3%, и то, что "доля
незастрахованных водителей
составляет 18%". Как
возмещается эта недостача
согласно приведенным
расчетам? Получением
дополнительных средств от
применения "среднего
повышающего коэффициента по
мощности" и "среднего
повышающего коэффициента по
возрасту", которые в этой
таблице равномерно по всем
пяти категориям равны 1.13 и
1.05 соответственно. Теперь
запланированная
"убыточность" примерно в те
же самые мистические 97.2%
успешно достигается (см.
последнюю формулу
документа). Заметим, что при
таком подходе, если не
принимать в расчет
злосчастные 18% и 3%,
"убыточность" будет равна
именно 97.2% и без всяких
"повышающих коэффициентов".
Вернемся к
"заниженным" тарифам.
Конечно же, если авторы
документа изначально
назначили величине a
значение 97.2% и подогнали к
ней уже описанную "высшую
арифметику", то до 100% мы
не дотягиваем ровно 2.8% -
это и оказывается ценой
права говорить об
"убыточности" ОСАГО,
опираясь на изложенные выше
манипуляции.
А вот с
"несправедливостью" тарифов
дело обстоит так: введение
повышающих коэффициентов
перекладывает весь груз
технических проблем (18%
незастрахованных и пр.) на
страхователей, но
перераспределяет этот груз
на каждого из них с
упоминанием таких
индивидуальных "причин", как
мощность двигателя, возраст
застрахованного и т.п.
Но как же
это связано? Как связаны 18%
незастрахованных с тем, что
пенсионер Иванов ездит на
"Москвиче" 1995 года
выпуска? Никак. Введение
поправочных коэффициентов, в
теории, призвано
компенсировать
индивидуальные особенности
водителя и используемого им
транспортного средства.
Например, то, что водитель
Иванов лучше водит машину,
чем Петров, или то, что
машина Иванова тяжелее
машины Сидорова и по законам
физики (вспомним 1/2mv2)
может причинить большие
повреждения на той же
скорости. Поэтому позволю
себе не согласиться с г-ном
Меламедом относительно того,
что "для одних категорий
страхователей они [тарифы -
В.М.] чрезмерно занижены, в
то время как для других -
несколько более адекватны".
По крайней мере, этого не
следует из приведенных
расчетов.
Особые
возражения вызывает фраза
"план разработчиков
социально ориентирован: одни
клиенты страховых компаний
регулярно будут платить за
убытки других клиентов".
Нет, согласно этой
разработке, клиенты будут
платить в основном за те 18%
незастрахованных водителей и
прочие проблемы, которые
находятся вне пределов их
компетенции.
Совершенно
уместен вопрос о том, как
обеспечить устойчивость
программы ОСАГО, имея в виду
такие реальные проблемы, как
18% незастраховавшихся? Это
серьезный вопрос,
заслуживающий отдельного
рассмотрения. Ответ на него
вполне может стать основой
для эффективной социальной
программы страхования
(скажем, если выделить
льготные категории граждан и
освободить их от участия в
погашении этой недостачи).
В чем вред
разобранного выше подхода?
Камуфлируя реальную
проблему, никогда не удастся
добиться сбалансированности
ОСАГО. Для этого ведь нужно
правильно формулировать
задачу и собирать
соответствующую ей
статистику - например,
исследовать не мифическую
"убыточность", а
распределение величины
страховых выплат по
территориям, по группам
однородного риска и т.д.,
учитывая также динамику
страхового процесса во
времени.
Подобные
замечания можно сделать и
относительно приложенного к
статье г-на Меламеда
"Обоснования тарифа по риску
нанесения телесных
повреждений". Главный тезис
обоснования звучит так:
"Если бы не было лимита
ответственности в 160 тыс.
руб. на возмещения вреда
жизни и здоровью, то средняя
выплата на охваченную
техосмотром единицу
транспорта составила бы 160
долларов США".
Напомним,
однако, что в страховании
можно не только
устанавливать до обидного
низкий лимит
ответственности, но и
использовать франшизы,
системы "Бонус-малус" и
прочий инструментарий. Так,
предоставляя страхователю
право самостоятельно
оплачивать незначительный
ущерб за счет неприменения к
нему штрафов в системе "Бонус-малус",
страховщик может
концентрировать значительные
суммы и перенаправлять их
для увеличения лимита
ответственности (известный
эффект "жажды бонуса"). Это,
кстати, соответствует духу
обязательного страхования:
государство подталкивает
среднего гражданина к
приобретению защиты от
рисков, с которыми он
никогда не смог бы
справиться в одиночку. А
малые убытки гражданин легко
покроет и добровольно. Но в
обоснование такого
регулирования придется
рассуждать в терминах
распределения риска, а не
только средних
(математических ожиданий),
как предложено в расчетах,
представленных г-ном
Меламедом.
В
заключение приходится
отметить грубость
обсуждаемых расчетов (они
основаны только на средних)
и неаккуратность изложения.
Последнее особенно досадно,
поскольку вряд ли
"специалист может их
проверить" без
многочисленных вопросов к
автору, логику рассуждений
которого он должен угадывать
или домысливать. Хочется
спросить г-на Меламеда, где
обещанные "модели, допущения
и все промежуточные
результаты"? Возможно, их
отсутствие объясняется тем,
что "прогноз убыточности
требовалось дать в короткий
срок" (см. первую сноску
документа), и тем, что "на
подготовку обоснования в
подобном виде выделено мало
времени" (третья сноска). К
сожалению, допустимо и
другое объяснение:
подготовку ОСАГО, для
которой было достаточно
времени, страховщики
проводили без привлечения
специалистов, владеющих
вероятностными методами
анализа, которые известны
также как актуарные расчеты.
25
декабря 2003 г. |